Умер Валерий Доманский, конструктор Chevrolet Niva (ВАЗ-2123)

0
37

Умер Валерий Доманский, конструктор Chevrolet Niva (ВАЗ-2123)

— Ты Доманскому позвони, он всё знает! — именно так говорили ВАЗовцы, если не могли что-то прокомментировать.

Валерий Иванович действительно был в курсе всего, что делалось на «АвтоВАЗе». Казалось, что он продолжает там работать, хотя на самом деле из НТЦ его уволили и он перебивался на сызраньском заводе «Кардан». А это был совсем не его масштаб.

Масштаб Доманского был много большим. Непредставимо, неизмеримо большим.

Он работал с Прусовым ещё над первой «Нивой», потом уже в роли ведущего конструктора вёл проекты по её модернизации — ВАЗ-21213 и 21214. Фактически, Ладу 4х4 в том виде, в котором она сходит сейчас с конвейера, сделал он, Доманский. Как говорят его коллеги, он остался в тени Прусова, хотя практической работы сделал намного больше.

Самый главный его проект, работа, на которую ушла значительная часть жизни — это плавающая «Нива» (ВАЗ-2122 «Река»), созданная по заказу от Минобороны, да так и не дошедшая до конвейера.

А потом он в роли ведущего конструктора делал «Ниву-2» (2123), которую сейчас выпускают на «GM-АвтоВАЗ» как Шеви-Ниву. Долгие годы он «доводил» машину, выполняя роль переговорщика между ВАЗом и GM. Большинство улучшений в Шеви-Ниве, сделанных в последние годы — это тоже его работа, или сделанная с его участием.

Доманский поработал и над «Нивой» третьего поколения, проектом, ныне положенным в архив. Он считал, что «Нива» должна остаться хорошим внедорожником, а компоновочные проблемы имеющейся платформы можно решить удлинением базы и совмещением раздатки с коробкой передач. Такой он и видел конструкцию Нивы-3: продольно расположенный приоровский мотор, реечное рулевое управление, изменённое крепление раздаточной коробки. И новый дизайн, конечно.

Всего этого уже не будет, нынешние владельцы ВАЗа взяли курс на использование в Нинве-3 платформы нового Дастера. Валерий Иванович, узнав об этом, побелел от беспомощности, сочтя такое решение предательством самой идеи Нивы. Боже, как он ненавидел Duster и вообще Renault, как не стеснялся в эпитетах по отношению к французам!

Он вообще всё принимал близко к сердцу, мог и нагрубить в разговоре, если что не нравилось. Оставаясь при этом невероятно великодушным и открытым человеком. И поразительно энергичным. Это Доманский взял на себя львиную долю хлопот по организации похорон Георгия Мирзоева – они были друзьями, ещё в молодости вместе работали на УАЗе. Буквально несколько дней тому назад Доманский закончил работу по выставке «40 лет Нивы», проведённой в библиотеке Автограда вместе с Союзом Дизайнеров.

Это при том, что до этого у него уже было два инсульта.

В понедельник, 23 апреля, случился третий.

Его сразу отвезли в реанимацию, без сознания. Четыре дня надежды.

Но у бога, как водится, свои планы.

В сознание Валерий Иванович так и не пришёл. Он умер сегодня, в три часа ночи.

Ему было 76 лет.

Умер Валерий Доманский, конструктор Chevrolet Niva (ВАЗ-2123)

Умер Валерий Доманский, конструктор Chevrolet Niva (ВАЗ-2123)

Умер Валерий Доманский, конструктор Chevrolet Niva (ВАЗ-2123)

Умер Валерий Доманский, конструктор Chevrolet Niva (ВАЗ-2123)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here