Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

0
34

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

В наше время полноприводные кроссоверы прочно заняли своё место под солнцем, пользуясь стабильным спросом у автомобилистов всего мира. В первую очередь – благодаря привлекательному сочетанию какой-никакой проходимости и легкового комфорта. Тем удивительнее тот факт, что первый автомобиль с подобным функционалом в СССР был разработан более шести десятилетий назад. Однако в силу своей малой распространённости полноприводная версия Победы под индексом ГАЗ-М72 обросла изрядным количеством баек и небылиц. Сегодня мы будем отделять правду от вымысла, вспоминая мифы и факты из истории этой незаурядной машины.

Вставший у руля СССР в 1953 году Никита Сергеевич Хрущев любил выехать на охоту, приглашая в правительственные угодья партийную элиту республик и даже зарубежных гостей. Стандартный «козлик» ГАЗ-69 для подобных мероприятий годился не особо, поскольку был слишком спартанским и недостаточно комфортабельным, а обычная легковушка там проехать просто не могла. А ведь до войны Горьковский автозавод выпускал полноприводную модификацию «эмки» — ГАЗ-61-73, которая отличалась сочетанием легкового комфортабельного кузова и внедорожной трансмиссии.

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

ГАЗ-61-73 – один из первых в мире полноприводных внедорожников с комфортабельным кузовом от легковушки

Генсек действительно поручил новообразованному Министерству машиностроения СССР (куда вошло и бывшее Министерство автомобильной и тракторной промышленности) разработать такую машину, которая не только пригодилась бы для редких вылазок на природу самому Хрущеву, но и отлично подошла бы в качестве транспортного средства высокопоставленных руководителей в сельской местности – например, председателей колхозов и секретарей обкомов. Словом, всех тех, кто по долгу службы должен передвигаться по не самым лучшим дорогам, но по рангу уже может ездить на Победе, а не на примитивном «газике».

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Соответствующее техническое задание в начале 1954 года получили горьковские конструкторы, которым предстояло создать на базе ГАЗ-М20 полноприводную машину, не уступающую «исходнику» по уровню комфорта, но по проходимости близкую к ГАЗ-69.

В Советском Союзе бытовало мнение, что ГАЗ-М72 – это просто кузов Победы, высоко установленный на мостах внедорожника.

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Однако при разработке этой модели конструкторы столкнулись с рядом серьезных проблем. Во-первых, пришлось сразу отказаться от идеи скрестить рамное шасси горьковского внедорожника с кузовом Победы, поскольку такая конструкция получилась бы перегруженной. Во-вторых, просто приварить к днищу кронштейны для деталей и узлов полноприводной трансмиссии было нельзя – это нарушило бы характеристики прочности и жесткости «победовского» кузова, рассчитанного вдобавок на легковые подвески. А жесткие передние рессоры и тяжелые мосты вместе с остальными агрегатами внедорожника просто «порвали» бы несущую конструкцию кузова ГАЗ-М20.

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Тем более, что монтаж компонентов полного привода требовал удаления некоторых элементов пола – то есть, еще большего ослабления силовой структуры!

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Именно поэтому конструкторам пришлось пойти иным путём, занявшись серьезным усилением кузова при минимальном увеличении его веса.

В 1954 году впервые в советском автомобилестроении в Горьком запустили научно-исследовательскую лабораторию электрических испытаний, оборудование которой позволяло измерить усилия в любой точке кузова, к которой был подключен специальный тензометрический датчик. Это дало конструкторам возможность понять, какие именно элементы кузова подвергаются критическим нагрузкам и требуют обязательного усиления, а на какие детали воздействуют небольшие усилия.

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Кроме высокой посадки, визуально от обычной Победы ГАЗ-М72 отличался декоративными щитками задних арок и «зубастыми» колёсами размерности 6,50-16 с протектором типа «ёлочка»

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Кроме высокой посадки, визуально от обычной Победы ГАЗ-М72 отличался декоративными щитками задних арок и «зубастыми» колёсами размерности 6,50-16 с протектором типа «ёлочка»

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Кроме высокой посадки, визуально от обычной Победы ГАЗ-М72 отличался декоративными щитками задних арок и «зубастыми» колёсами размерности 6,50-16 с протектором типа «ёлочка»

Исходя из результатов испытаний, кузовщики во главе с Абрамом Исааковичем Гором быстро изготовили подмоторную раму и раскосы, поперечный усилитель моторного щита, дополнительные короба для днища и усилители стоек крыши.

То есть, практически сохранив прежний вес, кузов полноприводной Победы стал намного жестче и прочнее. Немаловажно, что прибавка жесткости произошла именно там, где было необходимо, сохранив требуемую эластичность силовой структуры несущего кузова.

Несмотря на то, что конструкторы позаимствовали многие узлы и агрегаты у ГАЗ-69, даже эти детали потребовали многочисленных доработок, связанных с другой массой машины и её более «легковым» назначением. Поэтому количество листов в рессорах изменили: спереди добавили один, а сзади – напротив, по одному убрали, причем изменилась и длина самих рессор. Для лучшей устойчивости высокой машины в заднюю подвеску добавили стабилизатор поперечной устойчивости. Уменьшение передней колеи потребовало доработки правого чулка картера переднего моста, что потянуло за собой и модернизацию рулевых тяг.

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

В сравнении с обычной Победой высоко посаженный кузов ГАЗ-М72 выглядит немного непропорционально. Однако на фоне ГАЗ-69 такой «гибрид» смотрелся вполне элегантно

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

В сравнении с обычной Победой высоко посаженный кузов ГАЗ-М72 выглядит немного непропорционально. Однако на фоне ГАЗ-69 такой «гибрид» смотрелся вполне элегантно

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

В сравнении с обычной Победой высоко посаженный кузов ГАЗ-М72 выглядит немного непропорционально. Однако на фоне ГАЗ-69 такой «гибрид» смотрелся вполне элегантно

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

В сравнении с обычной Победой высоко посаженный кузов ГАЗ-М72 выглядит немного непропорционально. Однако на фоне ГАЗ-69 такой «гибрид» смотрелся вполне элегантно

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

В сравнении с обычной Победой высоко посаженный кузов ГАЗ-М72 выглядит немного непропорционально. Однако на фоне ГАЗ-69 такой «гибрид» смотрелся вполне элегантно

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

В сравнении с обычной Победой высоко посаженный кузов ГАЗ-М72 выглядит немного непропорционально. Однако на фоне ГАЗ-69 такой «гибрид» смотрелся вполне элегантно

Кроме того, на ГАЗ-М72 применили оригинальный задний мост нового образца с полуразгруженными полуосями, который мог выдержать «внедорожные» нагрузки, но при этом был куда легче, чем мост «козлика».

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Двигатель также подвергли доработке: благодаря поднятой с 6,2 до 6,5 степени сжатия немного увеличилась его максимальная мощность (на 3 л.с. – до 55 л.с.), а еще мотор получил куда более эффективную систему охлаждения с масляным радиатором и шестилопастной крыльчаткой вентилятора.

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Двигатель ГАЗ-М72 по комплектации отличался и от мотора Победы, и от агрегата «козлика»

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Двигатель ГАЗ-М72 по комплектации отличался и от мотора Победы, и от агрегата «козлика»

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Двигатель ГАЗ-М72 по комплектации отличался и от мотора Победы, и от агрегата «козлика»

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Двигатель ГАЗ-М72 по комплектации отличался и от мотора Победы, и от агрегата «козлика»

Реальные испытания первых прототипов показали, что несмотря на доработанную систему охлаждения, двигатель «легкового внедорожника» склонен к перегреву. Внимательно изучив вопрос, конструкторы пришли к выводу, что причиной проблемы является форма облицовки радиатора ГАЗ-М20 со множеством горизонтальных перемычек, не пропускающих необходимое количество воздуха при движении на малых скоростях.

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Именно поэтому на ГАЗе оперативно разработали новую облицовку радиатора, элементы которой были расположены на большем расстоянии друг от друга. Чтобы не выпускать несколько различных вариантов одной и той же детали, осенью 1955 года эту облицовку начали ставить и на обычную заднеприводную Победу, получившую после очередной технической модернизации индекс ГАЗ-М20В. При этом на заводе полным ходом шла разработка новой модели – будущей Волги ГАЗ-М21, и дни Победы на конвейере независимо от обновления были уже фактически сочтены.

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Масштабная модель ГАЗ-М72 производства De Agostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Масштабная модель ГАЗ-М72 производства De Agostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Масштабная модель ГАЗ-М72 производства De Agostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Масштабная модель ГАЗ-М72 производства De Agostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Масштабная модель ГАЗ-М72 производства De Agostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Масштабная модель ГАЗ-М72 производства De Agostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

До 31 мая 1958-го, то есть, за 12 лет в общей сложности было выпущено около 240 тысяч Побед трёх производственных серий – ГАЗ-М20 (1946-1948 гг. и 1948-1955 гг.) и ГАЗ-М20В (1955-1958 гг.). Победы первых двух серий выпускались как с закрытым несущим кузовом, так и в виде кабриолета с мягким верхом, но модификация ГАЗ-М20В производилась исключительно с жесткой крышей. Полноприводный же ГАЗ-М72 по ряду причин выпускался в намного меньших количествах, чем обычная легковая Победа. Во-первых, не было необходимости в больших объемах производства специфической машины, которая могла использоваться в основном в сельской местности, но далеко не всеми потребителями, многим из которых она не полагалась по рангу. Ведь полноприводная модификация на тот момент котировалась даже выше, чем обычный ГАЗ-М20!

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

По сути, этот довольно редкий автомобиль в негласной табели о рангах занял промежуточное положение между ГАЗ-69, Победой и ЗИМом именно в силу нетривиального сочетания взаимоисключающих качеств. Не будем забывать и о том, что именно ГАЗ-М72 был первым автомобилем после представительских лимузинов ЗИС и ЗИМ, который серийно комплектовался ламповым радиоприёмником. Первый в истории советского автомобилестроения омыватель ветрового стекла также появился на ГАЗ-М72.

А вот слухи о массовости ГАЗ-М72 довольно сильно преувеличены, если сравнивать эту машину по объемам выпуска с обычной Победой. Ведь полноприводные модификации небольшими партиями с середины 1955-го собирали на одном конвейере с ГАЗ-М20В, но в совершенно других количествах – от 1 000 до 2 000 экземпляров ежегодно за период с 1955 по 1958 годы, а общее количество выпущенных Побед со всеми ведущими колёсами не превысило и 5 000 штук. Именно поэтому массовой эту модификацию считать никак нельзя, хотя при этом она являлась вполне серийной.

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

В среде советских шоферов бытовало мнение, что многие модели автомобилей (в том числе и ГАЗ-М72) в свободную продажу не поступали, поскольку существовал официальный запрет на их реализацию частным лицам. В действительности же в середине пятидесятых годов и Победу, и её полноприводную модификацию мог приобрести любой желающий – конечно, располагая требуемой суммой и при физическом наличии автомобиля в магазине.

Более того, «частник» в то время за 40 000 рублей теоретически мог приобрести даже ЗИМ ГАЗ-12! Поскольку все эти автомобили формально относились к легковым, никаких запретов на их приобретение не существовало – в отличие от того же ГАЗ-69, например, который относился к грузовикам и в принципе не продавался в частные руки.

На практике же покупка любого автомобиля рядовым советским гражданином вплоть до начала шестидесятых годов была выдающимся случаем – этаким исключением из правил. Не в последнюю очередь из-за того, что относительно доходов рядовых советских тружеников автомобиль был не столько средством передвижения, сколько роскошью, на которую в первые послевоенные годы попросту не хватало денег. Ведь средняя зарплата трудящихся СССР в пятидесятые годы в целом по народному хозяйству составляла около 700 деноминированных рублей, а обычный ГАЗ-М20 стоил около 16 000.

Первый советский кроссовер: мифы и факты о ГАЗ-М72

ОпросВаше отношение к ГАЗ-М72?

  • Отличный советский кроссовер!

  • Честно говоря, никогда не понимал этот гибрид

  • Обычная Победа в умелых руках и без того обладала неплохой проходимостью

РезультатыPoll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

  • Отличный советский кроссовер! 100%, 2 2 100% 100% от всех голосов
  • Обычная Победа в умелых руках и без того обладала неплохой проходимостью 0%, 0 0 0% от всех голосов
  • Честно говоря, никогда не понимал этот гибрид 0%, 0 0 0% от всех голосов

Всего голосов: 230.05.2018 × Вы или с вашего IP уже голосовали. Голосовать

  • Отличный советский кроссовер!
  • Честно говоря, никогда не понимал этот гибрид
  • Обычная Победа в умелых руках и без того обладала неплохой проходимостью

× Вы или с вашего IP уже голосовали. Результаты

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here