Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

0
37

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Каждый из нас хоть раз в жизни пользовался услугами службы такси, история которой своими корнями уходит в начало прошлого века. Идея использовать автомобиль вместо извозчика “на гужевом ходу” возникла почти сразу после появления такого типа транспортных средств, однако в роли таксомоторов оснащенные ДВС “самоходы” стали использоваться несколько позже. Интересно, что в дореволюционной России автомобили-такси появились практически одновременно с остальными европейскими городами! Вспоминаем историю возникновения и разбираем тернистый путь российско-советского такси в нашем сегодняшнем обзоре.

Ваньки, лихачи и бомбилы

Москва являлась крупным транспортным и экономическим узлом, где пересекались «торговые пути», а также обычные и железные дороги. Постоянно прибывающие и отъезжающие граждане активно пользовались услугами извозчиков, которые «покрывали» участки и маршруты, которые не охватывались общественным городским транспортом – конками и трамваями. Именно поэтому в конце XIX века в Москве работало много возниц, трудовая деятельность которых со временем довольно четко регламентировалась и контролировалась городской управой. Однако это не касалось главного вопроса — стоимости оплаты, которая обычно полностью зависела от внешнего вида пассажира, а также аппетита и наглости извозчика. Это вызывало недовольство пассажиров, не все из которых умели или хотели торговаться. Поэтому о внедрении единой таксы городские власти задумались еще в восьмидесятые годы XIX века.

Именно на гужевом транспорте в Российской империи начали внедрять таксометр, на котором в конце поездки пассажир видел сумму, которую нужно было заплатить. Несмотря на упорное сопротивление возниц, через несколько лет после разработки и испытания нескольких различных моделей считающий по «твёрдой таксе» автоматический счетчик на пролётках массово таки появился, но произошло это лишь в 1910-1911 годах — то есть, уже после того, как в царской России заработал первый автомобиль-такси.

Исследователи автомобильной истории Российской империи склоняются к выводу, что первое отечественное такси появилось не в Москве или Санкт-Петербурге, как можно было подумать, а в… Туркестане — точнее, городе Верном, являвшемся столицей Семиреченской области, которая входила в самостоятельное Туркестанское генерал-губернаторство.

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

В 1906 году коммерсант Бабахан Нурмухаммедбаев привез в Туркестан собранный в Москве автомобиль марки «Berliet». Интересно, что диковинный транспорт в Верном появился вместе со специально приехавшим шофером Иоганном Рейнвальдом. В это же время такси заработало и в Санкт-Петербурге, ну а в Москве оно официально появилось 1 сентября 1907 года.

Эх, прокачу!

Газета «Голос Москвы» сообщила своим читателям о том, что на американском Oldsmobile неизвестного шофера появился плакат «Извозчик. Такса по соглашению». Вскоре на Страстной (сейчас — Пушкинская) площади открылась так называемая «биржа» — стоянка московского такси. Именно поэтому 1907-й год и считают днём рождения массового российского такси.

В 1909-м в Москве заработало первое транспортное предприятие — «Товарищество Автомобильного Передвижения», в автопарке которого трудились автомобили марок FIAT (Италия), Darracq (Франция) и NAG (Германия). Изначально парк состоял из всего четырех таксомоторов, однако уже через год в качестве такси трудилось почти четыре десятка машин.

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Вскоре в Москве открылись еще две крупные «фирмы», предоставлявшие услуги такси на автомобилях Adler и Benz. До начала Первой мировой войны во втором по важности городе империи числилось почти три сотни такси, работавших по твердым дневным и ночным тарифам, которые установила городская управа. При этом спрос на услуги такси в Москве и Санкт-Петербурге был очень высоким – пассажиры ценили новомодный вид транспорта за скорость и эффект, который такой автомобиль производил на окружающих. Деятельность в сфере услуг такси регламентировалась специальным постановлением «О легковом автомобильно-извозном промысле в гор. Москве», в 24 параграфах которого были изложены специальные и общие требования к таксомоторам, а также оговаривались правила применения такси и порядок осуществления промысла. Именно поэтому шоферы такси не позволяли себе вольностей, свойственным «Ванькам-извозчикам».

Тем не менее, многие водители пытались «хитрить», устанавливая счетчики таким образом, чтобы пассажир не видел их показания. И даже более того, иные ловкачи меняли детали в приборах для того, чтобы счетчик показывал большее расстояние, чем автомобиль проехал в действительности!

В десятые годы ХХ века существовало несколько терминов: «прокатный автомобиль», «моторный извозчик» и «безлошадный экипаж», однако со временем из оборота их вытеснил простой и понятный вариант — «таксомотор». Разнообразием блистал и сам таксопарк, который состоял из автомобилей самых различных немецких и французских марок: Berliet, Panhard-Levassor, Laurin-Klement, Adler, NAG, Gaggenau, Stoewer и так далее. Засилье «иномарок» было не случайным: отечественные «Руссо-Балты» для службы в такси были слишком роскошными и дорогими в эксплуатации, а посему нерентабельными.

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Дореволюционный таксопарк блистал разнообразием марок – точнее, «иномарок»

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Дореволюционный таксопарк блистал разнообразием марок – точнее, «иномарок»

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Дореволюционный таксопарк блистал разнообразием марок – точнее, «иномарок»

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Дореволюционный таксопарк блистал разнообразием марок – точнее, «иномарок»

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Дореволюционный таксопарк блистал разнообразием марок – точнее, «иномарок»

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Дореволюционный таксопарк блистал разнообразием марок – точнее, «иномарок»

После Октябрьской революции таксомоторы трудились в Москве и Петрограде до середины 1918 года, а затем постановлением Петроградской Трудовой Коммуны они были изъяты у частных владельцев без каких-либо компенсаций. Вследствие национализации служба российского «безлошадного» такси фактически прекратила своё существование, а граждане могли воспользоваться разве что услугами традиционных возниц «на гужевом ходу».

Такой вид услуг, как прокат авто с водителем, вновь стал актуальным во времена НЭПа. Владельцы подобных «контор» отдавали предпочтение достаточно дорогим автомобилям, число которых в прокате к началу 1925 года составляло около 150.

Вокзалы Москвы в эти часы выбрасывают тысячи приезжих. Провинциалы садятся в такси, чтобы сразу взять столичный тон. Их легко можно узнать: лупоглазя, они прилипают к стеклам, жадно глотая мелькающую мимо столичную жизнь. Москвичи, командировочный или курортники, загорелые как индусы, берут такси – ибо такси дешево, уютно, темпераментно; пассажир такси развалившись смотрит на шлепающую мимо извозчичью клячу снисходительно и величественно.

Из очерка “Сутки шофера такси”
За Рулем №7, 1928

Правда, это не было такси в его обычном понимании — автомобили брали в прокат для того, чтобы продемонстрировать окружающим собственный статус. При этом с общественным транспортом даже в Москве и Ленинграде было довольно туго. Бороться с этой неприятностью советские власти решили на государственном уровне. Так, уже в декабре 1924 года Моссовет принял постановление, которым предписывалось приобретение 200 автомобилей-такси — разумеется, иностранного производства, поскольку собственных легковушек в СССР еще не делали. К вопросу подошли с умом, тщательно отбирая типы автомобилей по их пригодности для эксплуатации в условиях русских реалий, а также с учетом ремонтопригодности.

Выбор пал на французскую марку Renault, руководство которой также поспособствовало в выдаче советской стороне кредита иностранным банком под 12% годовых. Летом 1925 года в Москву прибыла первая партия таксомоторов Renault KZ, которым суждено было стать первыми советскими массовыми такси. Чуть позже были приобретены и автомобили FIAT, но их век в такси оказался недолгим, а основным таксомотором до конца двадцатых годов оставался тот самый Renault KZ, причем эти автомобили приносили в столичный бюджет больше средств, чем автобусы! Появление французских автомобилей в качестве такси вызвало большой общественный резонанс, что хорошо передали в своём бессмертном произведении Илья Ильф и Евгений Петров.

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

В тот день, когда Адам Казимирович собрался впервые вывезти свое детище в свет, на автомобильную биржу, произошло печальное для всех частных шоферов событие. В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов «Рено». Козлевич даже и не пытался с ними конкурировать. Пальму он сдал на хранение в извозчичью чайную «Версаль» и выехал на работу в провинцию.

“Золотой телёнок”
1931 год

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Французские «утюги» (такую кличку машины получили за характерную форму передка) оказались достаточно выносливыми и надежными автомобилями, продержавшись в такси вплоть до 1935 года. Частные такси повсеместно «душили» административными методами и совсем скоро таксомоторными перевозками занимались только государственные предприятия.

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Сделано в СССР

После того как Советский Союз и американская фирма Ford подписали контракт о строительстве автозавода, в Нижнем Новгороде начался выпуск первой отечественной легковушки — лицензионного Ford A, который не только активно использовался в различных государственных учреждениях, но и начал поступать в таксопарки в 1934 году. Эксплуатация этих автомобилей в качестве такси выявила достаточно много недостатков конструкции и изготовления — особенно если сравнивать эту машину с Renault KZ, использовавшимся в аналогичных условиях. К тому же открытый кузов ГАЗ-А не очень подходил для круглогодичной эксплуатации — тем более в такси. Поэтому в 1934-1935 годах на базе списанных шасси ГАЗ-А на заводе «Аремкуз» началось мелкосерийное производство закрытых кузовов с перегородкой внутри, что повышало комфорт пассажиров и улучшало условия труда шофера.

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Такси ГАЗ-А

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Такси ГАЗ-А

Когда в 1936 году выпуск ГАЗ-А прекратили, в советские таксопарки начали поступать ГАЗ-М1, а в больших городах в качестве маршрутных такси работали даже представительские ЗИС-101! И если «эмки» с началом войны быстро исчезли с улиц в связи с мобилизацией в Красную Армию, то ЗИСы оставались «на линии». В конце сороковых годов в Ленинграде в качестве таксомоторов использовали немецкие малолитражки DKW, но они наряду с отечественными Москвичами показали себя менее выносливыми и надежными автомобилями, чем отечественные «Победа» ГАЗ-М20 и ЗИС-110, а также ГАЗ-12 ЗИМ. К слову, представительские ЗИМы появились в такси не случайно – произошло это накануне Международного экономического совещания, и, как нетрудно догадаться, они обслуживали почетных гостей и зарубежные делегации.

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Победа была массовым такси до конца пятидесятых годов

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Победа была массовым такси до конца пятидесятых годов

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Победа была массовым такси до конца пятидесятых годов

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Интересно, что Победа была первым отечественным автомобилем, получившим специальную окраску с «шашечками». Волга ГАЗ М-21 даже имела отдельную заводскую модификацию М-21А, которая поступала в таксопарки по всей стране и начала постепенно вытеснять Победу, хотя водители поначалу были настроены против новой модели и не хотели пересаживаться на Волгу. Единой окраски «двадцать первых»-такси не было, но преобладали светлые цвета кузова. Автомобили первых серий отличались от обычной Волги лишь отсутствием радиоприёмника, вместо которого стоял таксометр. В третьей серии такси получило обозначение ГАЗ-21Т — такая Волга отличалась планировкой салона и раздельными передними сиденmями, причем пассажирское кресло можно было сложить, получив грузовую площадку. Работали в такси и универсалы ГАЗ-22.

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Третья серия – самая массовая версия «двадцать первой». В том числе и в качестве такси

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Третья серия – самая массовая версия «двадцать первой». В том числе и в качестве такси

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Третья серия – самая массовая версия «двадцать первой». В том числе и в качестве такси

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Третья серия – самая массовая версия «двадцать первой». В том числе и в качестве такси

Волги с «шашечками» наезжали в год достаточно много — 90-100 тысяч километров, а общий пробег одного автомобиля до капитального ремонта достигал 300-350 тысяч. Таким образом, новая Волга служила в такси около 4 лет, после чего проходила «капиталку» на специальных ремзаводах, работавших по всей стране. Многие машины после восстановления получали двухцветную окраску, причем крышу при этом обычно делали красной, из-за чего автомобили выделялись в потоке и получили прозвище «красная шапочка». Волги первого поколения работали в такси вплоть до середины семидесятых годов, пока их полностью не заменила новая модель — ГАЗ-24.

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

ГАЗ М-21 активно работал в такси не только в СССР, но и за рубежом

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

ГАЗ М-21 активно работал в такси не только в СССР, но и за рубежом

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

«Двадцать четвёрка» два десятилетия была самым распространённым советским такси

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

«Двадцать четвёрка» два десятилетия была самым распространённым советским такси

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Микроавтобус РАФ-2203 – тоже такси, но маршрутное

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Микроавтобус РАФ-2203 – тоже такси, но маршрутное

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Хорошо заметный в темноте «зелёный огонек» обозначал, что такси свободно, и был давней традицией советских таксомоторов начиная со второй половины сороковых годов. Однако после введения требований по обеспечению травмобезопасности пассажиров внутренний фонарь ПФ-5Ж заменили на оранжевый опознавательный фонарь ФП-145, который устанавливали на крыши Волг и Москвичей в восьмидесятые годы.

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Существовало несколько модификаций «двадцать четверки» для работы в такси. От обычной Волги они отличались «шашечками», обозначающим доступность машины фонарём зелёного цвета, дерматиновой обивкой сидений и таксометром. Кроме седанов существовала и версия с кузовом универсал (24-04). В Горьком выпускали и Волгу-такси, оснащенную газобаллонной установкой.

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Как и первая Волга, ГАЗ-24 отлично зарекомендовал себя в качестве такси — машина оказалась достаточно просторной, надёжной и неприхотливой, а довольно высокая трудоёмкость обслуживания в условиях таксопарка проблем не вызывала. Тольяттинские заднеприводники в Советском Союзе в качестве такси не использовались, хотя в Будапеште в 1973 году из 2 000 таксомоторов 1 750 (!) являлись именно Жигулями.

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

После обновления основной модели до ГАЗ-24-10 для такси начали выпускать модификации ГАЗ-24-11 (седан) и ГАЗ-24-14 (универсал), а также ГАЗ-24-17, работающую на сжиженном газе. Волга была массовым советским такси, ведь примерно треть от общего выпуска автомобилей поступала именно в таксомоторные парки. Интересно, что в такси собирались запустить и ГАЗ-3102, однако высшее руководство страны было категорически против того, чтобы на этой модели наравне с чиновниками и генералами ездили рядовые советские граждане. Ну а Волга вплоть до развала СССР так и оставалась единственной моделью, поступавшей в таксопарки страны.

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

ГАЗ-24-11

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Невзирая на несколько попыток, разные модели Москвичей в роли таксомоторов так и не прижились, уступая Волгам в выносливости и запасе прочности

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Невзирая на несколько попыток, разные модели Москвичей в роли таксомоторов так и не прижились, уступая Волгам в выносливости и запасе прочности

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Невзирая на несколько попыток, разные модели Москвичей в роли таксомоторов так и не прижились, уступая Волгам в выносливости и запасе прочности

Правда, в конце восьмидесятых была предпринята очередная попытка «вывести на линию» малолитражные Москвичи (АЗЛК-2140-121), которые отличались дефорсированным под «семьдесят шестой» бензин двигателем и усиленной подвеской, но в качестве такси они проявили себя куда хуже Волг, и спустя несколько лет московские седаны полностью исчезли из таксопарков. Возможно, именно поэтому в сознании тех, кто родился в СССР, при слове «такси» в голове до сих пор всплывает лимонно-желтая «двадцать четвёрка» с шашечками на бортах. Хотя, как мы теперь знаем, российское такси имеет длинную историю, которая началась более 110 лет назад с разнообразия «иномарок» и продолжается ими же в наше время.

Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here